Мы должны любить свою Родину – раеподобный Таджикистан душой, потому что каждая пядь священной и златоносной земли, ее чистые родники и воды являются источником пропитания и благословения для наших семей, попирающие небо горы являются для нас опорой и прибежищем, предметом гордости, славное имя нашей Родины считается символом благочестия и вдохновения.
(Эмомали Рахмон).
Понятие и содержание патриотизма и любви к Родине - широко и многогранно. Порой, кажется, что даже силой слова и образа не каждый талантливый писатель и художник в состоянии постичь в полной мере глубину и значение истинных переживаний человеком о том, чем является для него тот широкий и никогда до конца не понятый зов сердца, что несет в себе понятие Родина. Появившись на свет, человек вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство - Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь.
И только от Всевышнего через пророка Мухаммада (мир ему и лагословение Всевышнего) мы знаем истину: «Ҳуб-ул-ватану минал Имонӣ», что любовь к Родине - это вера. Именно в этом нет и не может быть сомнения. В остальном человеку завещано познавать и осмысливать все, чем он живет, как воспринимает и ощущает окружающую действительность и в этой действительности для него главной составляющей является Родина.
На мой взгляд, Родина – это сокровище на земле для каждого из нас, это данность, которую не выбирают по своему вкусу и желанию, точно так же, как не выбирают себе мать. Уж какая ни есть, но она — твоя мать, одна и единственная из всех живущих, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно, оскорбительно для той, что дала тебе жизнь, выкормила, вынянчила и взрастила, как могла и сумела. В этом именно мне видится прямая взаимосвязь между матерью и тем местом на планете Земля, где ты родилась, то есть то место, которое мы называем Ватан - Модар, это место, где твоя пупочная кровь окрасила почву.
Я родилась не в Англии или Германии, не в Индии или в Австралии, не в Египте или на Аравийском полуострове, а появилась на свет в Таджикистане, в городе Кулябе. И хочу поделиться, почему этот не очень большой по меркам мегаполисов город на юге моего родного Таджикистана, не поменяю ни на какой другой город мира, каким бы красочным и богатым он ни был. Конечно, можно в связи со сложившимися обстоятельствами уехать и пожить в другом городе и даже в другой стране. Но по мне, для человека навсегда центром Вселенной должны оставаться его родная страна, родной город или село, где он родился и вырос.
С чего начинается Родина? С момента, когда ребенок появляется на свет и до какого-то определенного возраста он, конечно же, кроме родителей и окружающих его близких людей, мало кого воспринимает и мало что понимает. Однако слово «мама» для него с самого раннего возраста становится самым приятным и родным. До сих пор я, сейчас уже 38-летняя женщина, сама мать двоих детей, помню, с каким трепетом 3 – 4-летней девчушкой ждала в детсаде, когда за мной придет мои папа и мама, и как только кто-то из них появлялся во дворе садика, с сжимающимся от радости сердцем бежала в распростертые объятия самых дорогих для меня людей. И в этих объятиях, вдруг, начинаешь ощущать, что вокруг все так хорошо и прекрасно: и детский сад вместе со строгими но добрыми воспитательницами, и дети, с которыми только что ссорилась из-за игрушки, и игровая площадка, где на качели, отталкивая других, стараешься взобраться первой, - все это уже не кажется чем-то не твоим. Наоборот, когда рядом родители, ребенок воспринимает окружающий мир уже через призму их ощущений, и детский сад постепенно становится для ребенка таким же желанным местом, как и родной дом. В школе дети, взрослея, посредством воспитательного процесса и естественного возрастного стремления к коллективизму, находят свой круг общения, они объединяются по интересам. И тут большое значение имеет влияние семьи – чаще друзьями и подругами по интересам становятся дети со схожими морально-этическими задатками, которые дома закладываются их родителями. Мой отец, человек с большим жизненным опытом и в силу того, что он сам журналист и многие годы руководил журналистским коллективом, то есть людьми творческого замеса, говоря об учебе и воспитании детей, неизменно утверждает, что школа должна давать детям знания, а воспитанием детей должны заниматься родители. Я спросила его:
- А как же наложенные на школу помимо обучения еще и воспитательные функции?
- В школе воспитание, особенно патриотическое, - утверждает он, - как и предметное обучение, должно нести четкую познавательную функцию. То есть, в учебных программах, особенно по истории, естествознанию, литературе и даже по той же географии нужно наряду с основными темами дисциплин вводить и акцентировать на этом темы о великих людях страны, об открытиях и делах выдающихся ученых, о вкладе в мировую культуру поэтов и литераторов древнего и современного Таджикистана, о героизме и стойкости сынов Хатлонзамина и Согда. Вот недавно «Кулябская правда» опубликовала очерк «Крылатая судьба» о первом военном летчике из Таджикистана лейтенанте Хикматулло Азимове, ушедшим в 1941 году на фронт из села «Лангар-калон» Муминобадского района, геройски воевавшего и погибшего вместе с экипажем штурмовика в Баренцевом море в октябре 1944 года. Напечатать в газете это одно, газетная статья живет не долго, другое дело, если дети в школе будут изучать и пополнять свои знания о таких героях, как Хикматулло Азимов, это будут уже приобретенные знания, знания о героях и их героических поступках, которые могут послужить ярким примером патриотизма и любви к Родине.
Трудно не согласиться с такими доводами, особенно если учесть, какое внимание воспитанию подрастающего поколения в духе любви к Родине придается в нашей стране. А о том какая роль для этого отводится родителям, четко прописано в Законе Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
В самом начале статьи есть слова, что само понятие Родины – это широкий и непонятый до конца зов сердца патриота. По словам Народной артистки Таджикистана Майрам Исоевой, первая Родина человека – это чрево матери, поэтому мы и говорим Родина-Мать. Это мудрое, чрезвычайно ценное выражение недалекое от истины, оно навеки и обязывает нас служить Родине, т.е. служить своей матери, ведь даже если ее уже не будет, мы будем служить ее душе, памяти о ней. Несомненно, материнское сердце подобно реке и переполнено любовью. Оно, материнское сердце, молится за нас, уповая на милость Всевышнего, оно умоляет, чтобы Бог простил наши грехи, защитил нас своим покровительством, сделал нас здоровыми, нашу жизнь и жизнь наших детей счастливой. Да, мир материнской любви безграничен, мать является творцом жизни после Бога, материнская молитва – щит от всех бед.
Знаменитого дагестанского поэта Расула Гамзатова попросили написать книгу о его родине – Дагестане. Он задался вопросом, а может ли он осилить сей труд, который должен будет отразить всю красоту и великолепие его края. Великий мастер поэтического слова спросил себя: под силу ли ему, или кому-либо еще, суметь отразить в одной книге всю ту красоту, очарование и наслаждение, какие дают сверкающие воды ручьев и родников, великолепие гор, шумящая на ветру листва тенистых деревьев, пение редких птиц и прячущиеся в лесной чаще и среди скал звери?...Разве можно в полной мере посредством слова описать то великолепие, что сотворено Богом? И Расул Гамзатов нашел выход – в книге «Мой Дагестан» свою любовь к родному краю он описал через восприятие людей. Вот один небольшой отрывок из этого прекрасного произведения:
«…Приехав в аул Цада, я вспомнил письмо, которое прислал нам отец, впервые увидевший Москву. Трудно было угадать, где отец шутит, а где говорит всерьез. Он удивлялся Москве:
"Похоже на то, что здесь, в Москве, не разводят огня в очагах, чтобы приготовить пищу, ибо я не вижу женщин, которые лепили бы кизяк на стены своих жилищ, не вижу над крышами дыма, похожего на большую папаху Абуталиба. Не вижу я и катков для укатывания кровель. Не вижу, чтобы москвичи сушили сено на крышах. Но если они не сушат сена, то чем же кормят своих коров? Не увидел я ни одной женщины, бредущей с вязанкой хвороста или травы. Не услышал я ни разу пения зурны или удара в бубен. Можно подумать, что юноши здесь не женятся и не играют свадеб. Сколько я ни ходил по улицам этого странного города, ни разу не увидел ни одного барана. Но спрашивается, что же режут москвичи, когда порог переступит гость? Чем же, если не зарезанным бараном, отмечают они приход кунака? Нет, я не завидую этой жизни. Я хочу жить в своем ауле Цада, где можно вволю поесть хинкалов, сказав жене, чтобы она побольше положила в них чесноку…"
Много и других недостатков нашел мой отец в Москве, сравнивая ее с родным аулом. Он, конечно, шутил, когда удивлялся, что дома в Москве не залеплены кизяком, но он не шутил, когда великому городу предпочитал маленький свой аул. Он любил свой Цада и не променял бы его на все столицы планеты.
Дорогой мой Цада! Вот я и приехал к тебе из того огромного мира, в котором еще мой отец подметил так много "недостатков". Я объездил его, этот мир, и увидел много диковинного. Мои глаза разбегались от обилия красоты, не зная, на чем остановиться. Они перескакивали с одного прекрасного храма на другой, с одного прекрасного человеческого лица на другое, но я знал, что, как бы ни было прекрасно то, что я вижу сейчас, завтра я увижу нечто еще более прекрасное…
Далее Расул Гамзатов в «Моем Дагестане пишет: «Пусть простят меня пагоды Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, бульвары Парижа, парки Англии, горы Швейцарии, пусть простят меня женщины Польши, Японии, Рима — я любовался вами, но сердце мое билось спокойно, а если и учащалось его биение, то не настолько, чтобы пересыхало во рту и кружилась голова.
Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей (столько домов в ауле Цада – авт. С.Одинаева), приютившихся у подножия скал, сердце мое раскачалось в груди так, что больно ребрам, в глазах моих затуманилось и голова закружилась, будто я болен или пьян?
Неужели маленький дагестанский аул прекраснее Венеции, Каира или Калькутты?»
Так Расул Гамзатов описал свою всеобъемлющую любовь к родному ему Дагестану.
Но завершить эту статью, в которой я попыталась довести до читателя, на мой взгляд, очень важную тему любви к Родине через любовь к Матери, как неделимое и двуединое целое в патриотическом мироощущении человека, стихами другого гения поэтического слова - Лоика Шерели. В своем творении «Модарнома» наш великий таджикский поэт проникновенно изображает всепрощающее материнское сердце, сравнивает материнскую любовь с самоотверженным подвигом, показывает духовную красоту, верность, высокие человеческие качества таджикской матери - простой женщины. Строки стихотворения из цикла «Модарнома» яркое тому подтверждение:
У каждого своя страна,
Дорога, дом и чайхана.
Где душу можно изливать.
Для всех Мать Родина одна.
И ты нам, как Отчизна, мать!
Для нас одна повсюду ты.
Ты – наш источник доброты,
Печали, радости, мечты.
Рождаешь всё на свете ты!
Ты даришь нам и свет, и тень.
И носишь в чреве новый день.
Ситора ОДИНАЕВА, главный редактор газеты "Кулябская правда". Депутат Маджлиса народных представителей города Куляба.
Ҷумҳурии Тоҷикистон, вилояти Хатлон, ш. Кӯлоб, хиёбони И. Сомонӣ №36 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
TPL_BACKTOTOP